COVID-19 затронул сообщества во всем мире: по состоянию на 30 апреля было зарегистрировано более 2,5 миллионов случаев, и это число продолжает расти. И хотя правительства и компании во всем мире быстро реагируют, многое еще предстоит сделать.
В это непростое время строительство имеет значение как никогда. От строительства больниц всего за несколько дней до передачи спасательного оборудования — отрасль сыграла решающую роль в реагировании на кризис и восстановлении. На долю отрасли приходится 13 процентов мирового ВВП, и устранение дефицита рабочей силы в настоящее время может помочь ускорить восстановление и удовлетворить наши самые насущные потребности, связанные со строительством.
Но пострадала и отрасль: во многих странах закрылись строительные площадки. И большинство открытых сайтов столкнулись с нарушением цепочек поставок и операционными ограничениями. Такое нарушение отразилось на финансовых индексах: с февраля объемы государственных инженерных, строительных и строительных материалов (ECB) упали значительно больше, чем в среднем.
Компании, которые вышли вперед после финансового кризиса 2008 года, как правило, двигались быстро и сильно на производительности (в том числе сокращения затрат), быстро перераспределены ресурсы, и сделали смелые шаги (в то числе ранних продаж активов и поглощений в процессе восстановления), чтобы подготовиться к будущему. Лидеры также вложили значительные средства в цифровые технологии, дифференцировали свои портфели и предложения и привели в порядок свои балансы.
Организации должны продумать шаги, которые они могут сделать сегодня, чтобы выйти вперед позже. Быстрое возвращение к обычному бизнесу кажется маловероятным для отрасли: лидеры должны сначала определить и подготовиться к тому, как будет выглядеть строительная отрасль после кризиса. Семь действий могут помочь им предвидеть и адаптироваться к следующему нормальному состоянию.
Влияние COVID-19 на спрос, предложение и динамику отрасли
Ожидается, что помимо краткосрочного воздействия экономического спада на спрос на строительство, кризис также затронет долгосрочное предложение и спрос, что приведет к устойчивым изменениям в структуре инвестиций. Хотя сохраняется высокий уровень экономической неопределенности, исследование Глобального института McKinsey предполагает, что экономическая активность может вернуться в нормальное русло к началу 2021 года — если вирус будет локализован в течение следующих нескольких месяцев и будет принята правильная экономическая политика. Однако долгосрочные блокировки или другие строгие ограничения, даже периодические, могут привести к серьезному и устойчивому экономическому спаду, когда экономическая активность вернется к уровням 2019 года не ранее 2023 года.
Строительство обычно гораздо более нестабильно, чем экономика в целом. Снижение экономической активности приводит к снижению спроса на новые коммерческие или промышленные объекты, а неопределенность еще больше снижает объем инвестиций. Потеря доходов и недоверие потребителей негативно сказываются на спросе на строительство или ремонт жилья. А поскольку стоимость зданий и инфраструктуры тесно связана с ВВП, потребность в новом строительстве очень чувствительна к росту ВВП даже в долгосрочных моделях. Например, четырехлетний спад может существенно сократить долю строительства в ВВП сверх первоначального спада, даже несмотря на то, что нынешний кризис не связан в первую очередь с недвижимостью, как это было в 2008 году.
С другой стороны, беспрецедентные пакеты государственной помощи могут не только способствовать быстрому восстановлению, но и сопровождаться программами государственных инвестиций.
Пандемия также представляет собой шок для поставок. И мигранты, и домашние строительные рабочие могут быть не в состоянии добраться до места работы, и им придется придерживаться новых протоколов работы на стройплощадке, которые снизят производительность в обозримом будущем. Некоторые цепочки поставок строительных материалов также были прерваны, что привело к приостановке производства и распределения.
Признаки нарушения
Даже до COVID-19 показатели ЕЦБ были ниже, чем в других отраслях. Застойная производительность, низкий уровень оцифровки и низкая прибыльность преследовали отрасль в течение многих лет, равно как и ее индивидуальный подход к строительству, фрагментированная экосистема и высокая доля ручного труда на месте.
Действительно, последние годы сигнализировали о надвигающихся сбоях. Сочетание все более строгих требований к устойчивости, растущего ценового давления, дефицита рабочей силы и новых доступных материалов, производственных подходов и цифровых инструментов заставляет отрасль вводить новшества. Например, рыночная доля постоянного модульного строительства в сфере недвижимости в Северной Америке выросла на 50 процентов с 2015 по 2018 год, хотя и по-прежнему скромно, а расходы на НИОКР среди 2500 крупнейших строительных компаний в мире с тех пор выросли примерно на 77 процентов. 2013.
Предстоящий анализ, который включает углубленную экономическую оценку и опрос более 400 руководителей ЕЦБ, также указывает на то, что этот сбой в корне изменит размер и распределение отраслевых пулов стоимости. Действующим операторам необходимо будет адаптировать свои стратегии и бизнес-модели, чтобы выжить и преуспеть в отрасли ЕЦБ.
Краткосрочные и долгосрочные тенденции
По предварительным данным, многие характеристики пандемии COVID-19 вызывают или усиливают некоторые сбои. Помимо текущих тенденций, мы ожидаем, что более долгосрочные будут ускоряться по мере того, как новые способы жизни и работы станут стандартом:
Краткосрочная перспектива: усиление оцифровки. Организации в отрасли переходят на удаленные методы работы. Например, дизайнеры и инженеры еще больше полагаются на инструменты цифрового сотрудничества, такие как информационное моделирование зданий (BIM). Ведущие инженеры и подрядчики используют 4D и 5D моделирование для перепланирования проектов и повторной оптимизации графиков. Интегрированные решения цифрового двойника разрабатываются для непрерывного использования, от концепции проекта до ввода в эксплуатацию. А подрядчики ищут онлайн-каналы для мониторинга благополучия своих сотрудников с помощью приложений, заказа строительных материалов, более точного управления ограниченными ресурсами и поддержания денежного потока.
Краткосрочная перспектива: изменение баланса цепочек поставок в сторону устойчивости (по сравнению с эффективностью). Подрядчики создают инвентарь, обеспечивают безопасность критически важных материалов и изделий с длительным сроком изготовления, а также ищут альтернативных поставщиков.
Долгосрочная перспектива: усиленная консолидация. Игроки стремятся объединиться, чтобы добиться эффекта масштаба и поддержать инвестиции в ИТ, таланты, исследования и разработки и технологии. Более того, компании и инвесторы будут все больше стремиться к консолидации для столь необходимой устойчивости своих балансов.
Долгосрочная перспектива: вертикальная интеграция. Игроки отрасли уже начинают вертикальную интеграцию для повышения эффективности и в качестве пути к стандартизации и контролю проектирования и исполнения. В посткризисном мире вертикальная интеграция (которая может включать возврат к большей зависимости от прямой рабочей силы) является потенциальным путем к большей устойчивости. Так обстоит дело с классами промышленных активов, где производители оборудования экспериментируют с интеграцией в цепочке создания стоимости и часто переходят от строительства к сборке промышленных предприятий. А в сфере недвижимости появляются многие вертикально интегрированные игроки с новыми бизнес-моделями.
Долгосрочные: дальнейшие инвестиции в технологии или оцифровка и инновации строительных систем. До кризиса отрасль испытывала нехватку квалифицированной рабочей силы. С перспективой принятия мер физического дистанцирования и ограничений на перемещение рабочей силы через границу нехватка квалифицированной рабочей силы станет еще более острой. Кейс для цифровых инструментов, которые, как доказано, повышают производительность, таких как 4D-моделирование, управление цифровым рабочим процессом, отслеживание прогресса в реальном времени.
В первые недели кризиса компании ЕЦБ сосредоточились на первых двух шагах: решении неотложных проблем и повышении устойчивости на ближайшие месяцы. В некоторых регионах сайты теперь снова начинают открываться, и игроки ECB перезапускают операции (см. Врезку, «Соображения по возобновлению операций в строительстве: контрольный список»). Этот процесс требует тонкого баланса: защита здоровья работников, демонстрация соответствия местным нормам и управление отношениями с клиентами и поставщиками и контрактами — все это при попытке достичь определенного уровня производительности и финансовой стабильности.
Большинство компаний ЕЦБ отнюдь не вне опасности — и это произойдет не раньше, чем через несколько месяцев, — но сейчас самое время начать переосмысление нашей отрасли и того, как организации могут выйти в следующем нормальном состоянии с позиции силы.
Семь действий для успеха
Компании ЕЦБ уже предпринимают шаги, чтобы выйти из нынешнего кризиса. Многие управленческие команды меняют свои стратегии и рабочие процедуры, запускают амбициозные инициативы, чтобы стать сильнее и стимулировать позитивные изменения сразу после пандемии. Лидеры должны активно менять свои планы, чтобы повысить свои шансы на успех в будущем.
Следующие семь действий могут помочь лидерам подготовиться к следующему нормальному состоянию:
Здоровая и продуктивная отрасль ЕЦБ жизненно важна для немедленного реагирования на кризис и для общего восстановления экономики. Однако эта отрасль будет сильно отличаться от нынешней. Пришло время компаниям ЕЦБ подготовиться к своей роли в более производительной и устойчивой отрасли.